В 1869–1870 годах через Мордово была проложена Грязе-Царицынская железная дорога, сообщающая европейскую часть страны с Поволжьем. С этого момента пошло летоисчисление одной из старейших узловых станций на Юго-Восточной железной дороге.
Ударное строительство
Право на строительство железной дороги от Грязей до Борисоглебска получило 21 марта 1868 года Борисоглебское уездное земство Тамбовской губернии (ныне Борисоглебск — город в Воронежской области). Уже 30 марта земство заключило контракт с виднейшими предпринимателями России, учредителями акционерных железнодорожных обществ. Вскоре в состав общества вошли инженеры Павлов и Садовский, генерал-майор Казаков. Заключив контракт, это товарищество уже в мае 1869 года приступило к строительству железнодорожной ветки.
Копия плана-проекта первого вокзала станции Мордово (1869 год)
Работа кипела летом и осенью. Приходилось обходиться лопатами и тачками. Планировалось открыть движение в 1870 году. Но ударный темп работы позволил уже 25 ноября 1869 года специальной комиссии освидетельствовать эту ветку. Были обнаружены незначительные недоделки, которые позднее строители быстро устранили. Дорога протянулась на расстояние 199 вёрст 204 сажени. И 4 декабря (по новому стилю - 16 декабря) 1869 года было открыто движение по железнодорожной трассе Грязи - Борисоглебск. В краеведческой литературе встречается дата 18 декабря - день прохождения первого поезда через нынешние станции Хворостянка, Плавица и Добринка.
Но найденные документы свидетельствуют о том, что движение по «чугунке», как раньше именовали железную дорогу, началось 16 декабря по новому стилю. В то время мордовский вокзал был одним из самых красивых на участке железной дороги от Грязей до Борисоглебска, потому что его строительством руководил виднейший в то время предприниматель страны - Пётр Ионович Губонин, известный по подрядным работам на строительстве российских шоссейных дорог.
Цветной рисунок станции Мордово (1870 год)
Коллектив железнодорожников станции Мордово. Начало 20 века
Здесь был Калинин
Первую известность станции придал визит на мордовскую землю в конце XIX века четвёртого шаха Ирана из династии Каджаров - Насер ад-Дина Шах Каджара, который выходил из вагона на перрон и интересовался работой локомотивных бригад. В архивах чудом сохранились уникальные фотографии первых мордовских железнодорожников, а также приезда в Мордово Михаила Ивановича Калинина, видного государственного деятеля прошлого века. Фото на память было сделано в 1919 году на фоне агитационного поезда «Октябрьская революция». На этом поезде «всероссийский староста» объехал почти всю страну: побывал на фронтах гражданской войны, встречался с рабочими и крестьянами, выступал на митингах, разъяснял политику партии, помогал налаживать советскую и хозяйственную жизнь. В поезде были пластинки с записью речей Владимира Ильича Ленина, киноустановка, типография, где печатали газеты и листовки.
Оборона под огнём
В 1920–1921 годах станция Мордово оказалась в эпицентре одного из самых крупных восстаний за время гражданской войны в России и самого крупного среди восстаний против власти. Его иногда называют «антоновщиной» по фамилии одного из руководителей восстания - Александра Антонова. В 1921 году рабочим железной дороги, сахарного завода и красноармейцам в схватке с войском Антонова удалось отстоять земли железнодорожного полотна. В честь этого в 1932 году станция Мордово была переименована и получила название Оборона.
В годы Великой Отечественной войны станция Оборона была отправным пунктом солдат на фронт. С 1941 по 1945 год на войну было отправлено свыше 12 000 мордовцев. По словам очевидцев, в первые годы сражений станция и находящийся поблизости железнодорожный мост через реку Битюг неоднократно подвергались налётам вражеских бомбардировщиков со стороны воронежского фронта, но железнодорожная инфраструктура устояла. Через Оборону в западном направлении прошли сотни военных эшелонов, что сыграло большую роль в общем деле победы над врагом.
Второе рождение
В послевоенные годы, когда железнодорожный транспорт стал играть ключевую роль в экономике России, станция Оборона претерпела значительные технические изменения. Главной задачей станционного участка стало обеспечение надёжной транспортной связи европейской части страны с её южными районами. Кроме этого, железнодорожный участок обслуживал мордовские организации и предприятия, а также Новопокровский и Эртильский сахарные заводы.
Второе рождение станция получила в 2009 году. Появились новые пути, площадь ожидания, прекрасно освещённые перроны, ограждения, современное здание вокзала. Пешеходный мост соединил железнодорожные перроны с привокзальной площадью.